«Выпуск ‘97»: Смех сквозь ужас

Лучшим короткометражным фильмом национального конкурса восьмого Одесского международного кинофестиваля была признана работа Павла Острикова «Выпуск ‘97». Кино очень точно показывает потерянное поколение украинцев. Они родились, когда разваливалась советская империя. Они повзрослели и стали строить собственный мир, когда молодая Украина ещё не оформилась и не выпуталась из пучины коррупции и разрухи.

В центре сюжета – телемастер Роман. Он ремонтирует телевизоры, а также торгует на рынке антеннами и деталями. Однажды он встречает на рынке свою одноклассницу. Они не виделись больше двадцати лет. За этим следует долгий уединённый разговор, который обернётся самым неожиданным образом.

В фильм вплетена деликатная аллюзия на «Сияние» Стенли Кубрика. Ужасное здесь сплетается с забавным, а яркий юмор контрастирует с убогой реальностью, в которой живут главные герои. Возможно, именно это привлекло отборщиков кинофестиваля в Локарно, которые включили ленту в свой престижный короткометражный конкурс.

Символ телевизоров в фильме впечатляет своей многогранностью. Протагонист не просто от безвыходности занимается их ремонтом. Телевизоры стали частью его сознания. В главном герое сконцентрирована вся та безвкусица, тупость, старомодность и одержимость многих современных обывателей, для которых телеэфир является основным источником информации и оккупировав их сознание.

Очень красноречива в этом фильме сцена, в которой главный герой пробирает сквозь толпу на рынке с антеннами на спине. Они выглядят, как скелеты ободранных крыльев. Позволяя прочесть протагониста, как мифологичного Икара, так и не достигшего своей цели.

Статьи  «Выпуск ‘97»: Смех сквозь ужас

Похожий символ встречается и в другой яркой премьере ОМКФ-2017 – «Уровне чёрного» Валентина Васяновича. Где главный герой также в одной из сцен садится за тренажёр на улице и тяжело качает руки. При этом тренажёр по своей форме так же напоминает скелет крыльев.

Герои этих фильмов, которые безрезультатно пытаются приподняться над суровой и нищей украинской реальностью, очень точно передают портрет современного украинца. Последний пытается взлететь к счастью, к лучшей жизни, но крыльев – не хватает.

Павел Остриков известен своими стенд-ап шоу, а также комедией «Голден лав», которая стала одной из самых ярких короткометражных премьер прошлого года.