Восемь фильмов с гениальным монтажом, которые стоит посмотреть каждому профессионалу

Бёрдмен
Бёрдмен

В ноябре первая украинская киношкола Ukrainian Film School запустила короткиие курсы Short для тех, кто хочет получить максимальный объём знаний за короткий период времени. Первый курс «Режиссура монтажа» стартовал уже 15 ноября и вместе с его куратором, киноведом и режиссёром, Мариной Дымшиц мы подготовили список фильмов с революционным монтажом, которые стоит посмотреть каждому кинематографисту.

«Кино-глаз» (1924) реж. Дзига Вертов

Задумка автора заключалась в том, чтобы показать реальность такой, какая она есть. Показать, что все процессы, в том числе и люди, и природа – механические, а все механические, напротив, — живые. Экспериментальная картина, в которой были заложены принципы вертовской кинодокументалистики, вызвала разноречивые отклики от критиков и киноведов. Одним из новаторских приёмов Дзиги Вертова было композиционное выстраивание эпизодов по законам поэзии.

Списки  Восемь фильмов с гениальным монтажом, которые стоит посмотреть каждому профессионалу
«Кино-глаз» (1924)

«Броненосец Потемкин» (1925) реж. Сергей Эйзенштейн

Фильм признан одной из лучших картин в истории мирового кино. Совершенство фильма заключается в том, что его форма и содержание – очень кинематографичны. Реальное содержание кадра, развиваясь, перерастает в монтаж. Монтаж здесь оказывается и формой и содержанием. Фильм не имеет традиционного сюжета, материал в нём организован по принципу хроники. Однако, как считает сам Эйзенштейн, «Потёмкин» лишь выглядит как хроника событий, а действует как драма.

Списки  Восемь фильмов с гениальным монтажом, которые стоит посмотреть каждому профессионалу
«Броненосец Потемкин» (1925)

«Метрополис» (1927) реж. Фриц Ланг

Фильм считается самым дорогим проектом за всю историю немецкого немого кино. Затраты были связаны с желанием режиссера попытаться добиться эффекта 3D и как бы погрузить зрителя в экран и внутрь придуманного им фантастического мира. Спецэффекты фильма выполнены в большой степени с помощью метода Шюфтана и покадровой анимации. Хронометраж ленты достигает 153 минут. Для проката в кинотеатрах он был сокращен практически вдвое, потеряв множество существенных сюжетных линий.

Долгие годы зрители могли видеть именно эту версию, пока в 2008 году в Музее кино в Буэнос-Айресе не был обнаружен дубль-негатив полного варианта фильма на 16 мм киноплёнке. Обновлённую и полную версию картины показали в 2010 одновременно на Берлинском кинофестивале и во Франкфурте. «Метрополис» — фильм, претендующий на описание всей человеческой истории и Вавилона и в то же время – будущего.

Списки  Восемь фильмов с гениальным монтажом, которые стоит посмотреть каждому профессионалу
«Метрополис» (1927)

«Человек с киноаппаратом» (1929) реж. Дзига Вертов

Задумка автора заключается в том, чтобы показать реальность такой, какая она есть. В фильме нет титров, сценария, сюжета, декораций, актеров. Автор стремится показать процессы вне поля человеческого зрения, усилив впечатления ритмической монтажной обработкой. В фильме использованы такие монтажные и операторские техники как скошенные углы, съёмка в отражении, покадровая съёмка, ускоренная съёмка, совмещение двух и более изображений в одном кадре и многие другие приемы.

Списки  Восемь фильмов с гениальным монтажом, которые стоит посмотреть каждому профессионалу
«Человек с киноаппаратом» (1929)

«Андалузский пес» (1929) реж. Луис Бунюэль и Сальвадор Дали

Авторы нарушили все законы кинематографа, создавая новый для своего времени стиль под названием сюрреализм. Для этого они использовали ассоциативный монтаж. Удивительно, но ни Бунюэль, ни Дали не закладывали в свой фильм глубокий символический подтекст. Своей главной задачей они видели эпатировать публику и высмеять напыщенное буржуазное общество тех времён.

«Вместе с Дали мы играли Гэги и предметы, какие только приходили на ум, и затем безжалостно отбрасывали все то, что могло хоть что-нибудь значить», — сказал Бунюэль. В фильме впервые был использован match cuts — приём совмещения движения или пространства двух противоположных миров.

Списки  Восемь фильмов с гениальным монтажом, которые стоит посмотреть каждому профессионалу
«Андалузский пес» (1929)

«Я – Куба» (1964) реж. Михаил Калатозов

Почти весь фильм снят ручной камерой. В картине широко использован внутрикадровый монтаж, а операторская работа Сергея Урусевского по сей день считается эталонной. Эта картина положила начало целому визуальному направлению в кино.

Списки  Восемь фильмов с гениальным монтажом, которые стоит посмотреть каждому профессионалу
«Я – Куба» (1964)

«Мэй» (2002) реж. Лаки МакКи

Сюжетная линия построена таким образом, что до определённого момента фильм смотрится как забавная комедия и можно даже забыть, с чего он начался. В 2006 году Чикагская Ассоциация Кинокритиков поставила «Мэй» на 61-е место среди самых страшных фильмов всех времён. А критик издания TheMovieBoy назвал «Мэй» лучшим фильмом 2003 года.

Списки  Восемь фильмов с гениальным монтажом, которые стоит посмотреть каждому профессионалу
«Мэй» (2002)

«Бёрдмэн» (2014) реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту

Работа над декорациями и монтажом фильма началась еще на репетициях в Лос-Анджелесе. В павильоне студии Sony построили динамический муляж декорации, позволяющий команде изменять линейные параметры будущего помещения. Во время репетиций выстраивались ракурсы и движения камеры. Репетицию снимали и монтировали, высчитывая, где и как позже будут прятать монтажные склейки. То есть практически весь фильм был готов «в черновом варианте» до прибытия съемочной группы в Нью-Йорк. Иньярриту запретил монтажерам рассказывать, сколько и где монтажных склеек они сделали, но, говорят, самый длинный шот длился 15 минут, а большинство остальных — примерно по 10.

Списки  Восемь фильмов с гениальным монтажом, которые стоит посмотреть каждому профессионалу
Бёрдмен