СУКины дети

Саша Даниленко «Велопортреты»
Саша Даниленко - «Велопортреты»

Финальным аккордом кинопрограммы «Гоголь FEST-2016» стал показ лауреатов премии «Золотой СУК». Наиболее демократичного и открытого конкурса современного украинского кино. Эта подборка отличалась своей смелостью и свободой. Сегодня это единственный конкурс отечественного кино, который даёт характеристику не только фильмам, но и самому зрителю.

На участие в конкурсе было подано более двухсот фильмов, из которых организаторы отобрали четыре десятка достойнейших. Из них путём зрительского голосования была определена пятёрка лучших в разных категориях.

В подборке были фильмы режиссёров, которые побеждали на главных украинских кинофестивалях, а также участвовали в престижнейших киносмотрах мира. Отдельные критики отметили, что этот конкурс был «одной из самых сильных программ украинского кино за все годы». Столь пафосная характеристика, однако, не вылилась в соответствующие результаты голосования.

В категории лучший видео-арт победил Денис Сполитак со своей работой «Десерт». В ней показываются три колоритных персонажа, играющих в русскую рулетку. Фильм густо декорирован, насыщен деталями и интенсивной музыкой. Он напоминает пышно тюнингованный автомобиль, который впечатляюще газует на старте и глохнет где-то на середине дистанции. Развязка этого сюжета – так и осталась или не додуманной, или не доснятой. Складывается впечатление, что эта работа изначально задумывалась, как игровое сюжетное кино. По крайней мере, до своей кульминации сюжет фильма двигается по всем законам драматургии. Однако, провалив финал, лента, словно в оправдание, была окрещена видео-артом. К которому, правда, она имеет столь же условное отношение, как и к игровому кино. Ведь концепция в арт-кино – всё равно, что развязка – в игровом. Она всё определяет. А здесь её нет.

Словом, если лет десять назад всякий недоведённый до ума фильм у нас маскировали под определение «артхаус». То сегодня ему на смену пришло слово «видео-арт».

Следующим в программе был показан клип Александра Шкрабака «Indytronics — Clonefight», которую признали лучшим музыкальным видео. Клипмейкерство – единственный жанр в нашей киноиндустрии, который выдаёт продукт, не хуже, чем в самых высокоразвитых странах. Отечественных клипмейкеров высоко ценят за границей, а стоимость музыкального видео у нас нередко превосходит бюджет короткометражного фильма. Так что победа «Indytronics — Clonefight» в этой категории воспринимается, по меньшей мере, как недоразумение. Включив наугад любой музыкальный канал – уже за первый час увидишь несколько более достойных украинских клипов.

После двух подряд слабых работ в этой программе – творение Саши Даниленко «Велопортреты» становится весомым контраргументом в желании уйти посередине сеанса. Эта лента была признана лучшей анимацией.

Берлин, Киев, Харьков, Нью-Йорк и ряд других городов по всему миру здесь показывается через особенности велосипедов, которые встречаются на их улицах. Например, немецкой столице характерны велосипеды, пышно украшенные всяческими безделушками и звонками. А в Париже безопаснее иметь старый, грязный велосипед – такой не украдут.

Цветастый Уэс Андерсон в этом фильме встречает схематичного Питера Гринуэя. По своей эстетике картина напоминает лихой пролёт по ленте новостей в социальной сети, так если бы в друзьях у вас были одни велолюбители, живущие в разных странах.

Статьи  СУКины дети
Саша Даниленко — «Велопортреты»

Сашко Даниленко прославился благодаря своим анимационным клипам на песни «Дахи Брахи», ТНМК, «Очеретяного кота» и других групп. Сегодня он – один из считанных украинских кинематографистов, которые абсолютно справедливо носят статус «свободный художник». Каждый его фильм появляется словно из неоткуда, становясь настоящим событием. Стили и жанры Даниленко меняет так же часто, как покрышки на своём велосипеде. А места обитания – как диски с любимой музыкой в плейере. Каждый такой диск обычно заслушивается до дыр и выливается в какое-то очередное музыкальное видео.

Мечтательный драйв «Велопортретов» сменился в программе кинопоказа сухой, рутинной картиной Ксении Марченко «Там внизу тихо». Она была отмечена призом за лучший документальный фильм.

Лента приоткрывает закулисье киевского метрополитена. В ней бережно зафиксировано монотонное патрулирование дежурных по станции, медитативное скольжение машинистов по тёмным тоннелям, тяжёлый чёрный труд уборщиков, механиков и монтёров, которые тихо работают по ночам. «Там внизу тихо» увлекает, прежде всего, своей темой. Ведь многим пассажирам интересно заглянуть за те двери, на которых висит табличка «посторонним вход воспрещён».

Статьи  СУКины дети
Ксения Марченко — «Там внизу тихо»

Несмотря на то, что по своей структуре лента чересчур сбивчива и размашиста – в ней ясно прочитывается олицетворение метрополитена с театром. Здесь есть и своя вешалка в виде Бюро находок, и занавес – противопожарная стена, которая каждую ночь поднимается перед входом на станцию. Чтобы каждый из проходящих здесь повседневных спектаклей оканчивался хорошо – в метро трудится 7,5 тыс. специалистов. А зрителем здесь является каждый из 1,3 млн. пассажиров, которые ежедневно пользуются этим транспортом. Увы, тысячи метро-сюжетов, которые бы могли кристаллизоваться в увлекательные фильмы, так и остаются пока что похороненными под землёй.

Лучшим игровым фильмом зрители назвали комедию Павла Острикова «Голден лав». В ней показывается провинциальная вечеринка одиноких сердец, на которой каждый получает возможность выбрать себе «вторую половинку», пару минут пообщавшись друг с другом. Происходящее зритель видит глазами застенчивого Виктора, которому доводится встретиться с самыми разными представительницами прекрасного пола. Каждый такой разговор становится для него настоящим испытанием.

Все персонажи здесь нарочито-комичны и банально-эксцентричны, как в развлекательных шоу. Режиссёром и автором сценария картины выступил Павел Остриков, который не так давно стал известен, как юморист. «Его сольный концерт напомнит вам ливерную колбасу, ведь чего там только не будет» — говорится в анонсах его выступлений. Нечто подобное хочется сказать и о его фильме.

Несмотря на то, что режиссёру 26 лет – благочестивый юмор в этой картине вращается вокруг среднего возраста и местами напоминает хохмачество советских комедий. Даже в безобидных голливудских анимациях присутствует юмор посмелее и порезче. Будь у нас полноценный киномир, то эту ленту обвинили бы в консерватизме, а также заигрывании с «папочкиным кино». А так – отдают ей главные призы киноконкурсов. Весной этого года лента удостоилась ещё и главной награды конкурса «Украина: Путь к миру!»

Каждый из победителей получил статуэтку в виде сука, окрашенного золотой краской. Что кроется под этим ловким символом: Аллюзия на молодые паростки украинского кино? Карикатура на «Золотую пальмовую ветвь»? Или на полено папы Карло, из которого каждый наш бедняга-кинематографист вытачивает собственный шедевр, зачастую оставаясь с носом?

Статьи  СУКины дети
Золотой СУК

Этот конкурс проводила организация СУК (Современное Украинское Кино), которая уже полтора года активно доносит до широкого зрителя лучшее, что есть в молодом отечественном кинематографе. Традиционно отсевом наиболее интересных фильмов на подобных форумах занимаются кинопрофессионалы в составе жюри. В данном же случае столь ответственная миссия переложена на плечи самих зрителей. А их мнение уже не обвинишь, скажем, в конъюнктуре, понятной исключительно участникам самого кинопроцесса.

Такой приём дал возможность взглянуть на украинское кино под новым ракурсом. Он диагностирует положение дел не столько в молодых отечественных фильмах, сколько в умах самого зрителя. И как оказалось, за его любознательностью нет ни капли требовательности. Вкусы и знания его – примитивны. А желание смотреть «наше» – сильнее потребности увидеть «хорошее».