WEIGHTLIFTER BY DMYTRO SUKHOLYTKYY-SOBCHUK: EXPERIMENTAL POWERLIFTING

The National Contest of 47th Kyiv International Film Festival Molodist (May 27 – June 3 2018) hosts the first run of the Weightlifter – the short film by Dmytro Sukholytkyy-Sobchuk. The film was made in co-production (Ukraine / Poland), with a help of Studio Munka and Ukrainian State Film Agency. 30-minute film tells the story of a young athlete, his personal life and the price of victory.

On the eve of the premiere, the director explains some personal stories and classic paintings which provided the basis for this film. How to turn a professional athlete into a leading actor and how to make him look 100% convincing on screen?

The plot of the Weightlifter is based on your real-life experience?

I was engaged in powerlifting when I was studying at the architectural college. My trainer (Yurii Churikov) was a weightlifter. He told me a lot of stories about this sport. Writing a script, I was often considering these stories. As for an actor to play the trainer’s role in my film, I was looking for a person resembling my mentor as much as possible.

Подготовка к съёмкам “Штангиста”

Weightlifter: pre-production activities

I really like the philosophy of weightlifting. Everything is clear. There is a loaded barbell, and anyone in the audience can see whether the athlete managed to lift it or not. Each athlete has only three attempts. Each attempt lasts a minute or two. And in these few minutes, the years of very hard work are concentrated.

I wanted to make a movie with an extremely primitive plot. At first glance, it should look like a story about the price of victory.

For a long time, you’ve been looking for a suitable gym to shoot the film. Which cities did you have to visit during these searches?

We visited about 20 weightlifting locations throughout Ukraine. As a result, the shooting took place in Kyiv and Lviv, but according to the plot, the story unfolds in Chernivtsi.

Weightlifting, as well as large part of Ukrainian sport in general, remains basically unchanged since the Soviet era. These gyms weren’t repaired since 80’s. They make some kind of a time capsule.

Фото со съёмок “Штангиста”

Weightlifter: backstage photo

What about actors? It’s not easy to find a professional actor with suitable athletic body

The problem is not only the stature, but also a very specific ability to pull the bar in a real way, as professional weightlifters do. I didn’t even try to find such actors. From the very beginning, I looked for suitable guys among the true athletes. In order to lift the bar and to make it look realistic on screen, the athlete should train for at least a few years. You cannot learn this in haste.

Also, I couldn’t engage the guys who did bodybuilding – they were unfit for this role. In bodybuilding the main goal is a body sculpture. This is some kind of narcissism in its pure form. And in weightlifting, the main thing is the bar raised above the head. Weightlifters of super heavy category may seem to be just stout. In their case, it is not about good-looking muscles, and it makes them more attractive for the film: at first glance they are ordinary.

It makes the task even more complicated. How did you pick up athletes for the role?

I just went to competitions and recorded on video the performances of weightlifters who seemed suitable. I came to Kharkiv, Khmelnytskyi, Chernihiv, Kyiv… For the leading role I needed an athlete with a face where you can’t distinguish sorrow from joy – something monumental.

Unfortunately, when I found the right athletes, it turned out that they took part in the team activities, and it was much more important for them to exercise. Such people simply do not have time to participate in film projects. So, I just walked around the gyms. Also, we announced a casting that lasted three months. The Ukrainian Weightlifting Federation and personally Oleksiy Torokhtiy, an Olympic Gold Medalist in weightlifting (London 2012) helped to engage a lot of professional weightlifters.

For me, it was important to make the athlete exist naturally in front of the camera, to avoid acting. I began to work with one athlete. Then I had to replace him because he lost weight and no longer looked the right age and weight. Then I found Oleksandr Loy who twice became the champion of Ukraine.

In general, there are no professional actors in the film, except for the Mother’s voice which belongs to gorgeous Larysa Rusnak. And all athletes who appear in the film are professional weightlifters.

Репетиция перед съёмками “Штангиста”

Weightlifter: rehearsal

But to do well in the film, you need to learn and to train as much as in order to professionally raise the bar. How did you work with an athlete chosen for the leading role?

Oleksandr Loy lives in Chernihiv. During four and a half months, he came to Kyiv for rehearsals. I did not allow the actors to read the script. That wasn’t necessary. I explained key events and phrases, and on this basis they improvised. They did not memorize dialogues, but simply lived through every scene. Only sometimes I focused their attention on some phrases that were important to say.

According to the plot, the protagonist lives with his girlfriend played by Valeriia Khilko, who also had no acting experience. In one episode her character should be sewing. For this, we sent her to vocational school, where she was sewing for two weeks. When she went to classes, she behaved like the character of the film: introducing herself, she took a name of her character, she talked about her boyfriend-weightlifter, and so on.

Фото со съёмок “Штангиста”

Weightlifter: shooting

Before the film, Oleksandr and Valeriia did not meet. Once, preparing for filming, they went together to Oleksandr’s competition in another city. Before that, I gave her and him the tasks to fulfill, and they did not know about the tasks of each other. This way, I provoked the situations and the interaction between them. We recorded the whole process.

As a result, we got some 300 GB of video where they discussed their tastes, preferences, interests and shared memories. Once I left Kyiv, and they stayed together in the apartment where I lived. I gave them the task to rearrange everything as if they were living together there. They even repainted the walls in the kitchen. They had to accomplish these tasks together, and it set between them the bond necessary for our film. I wanted to achieve a sense of absolute truth, as if they were a real couple.

Репетиция перед съёмками “Штангиста”

Weightlifter: rehearsals before shooting

After each scene, the actors sent me their notes outlining what they felt, what emotions they had and whether they had a similar experience in their lives.

Well, they can communicate privately, but doing it in front of the camera, and surrounded by dozen of the camera crew members, is the whole new story

As for the leading characters, nobody had the right to talk to them except for me and the casting assistant. The rest of the crew did not even have the right to say hello. I tried hard to preserve the feeling that they live in their world, and we all live in our own one and just came to visit them. We did not have any plate, etc. The shooting took place without all these distracting rituals. Professional actors who had come to casting did not manage to handle the provocations. They are accustomed to using a certain acting method. And I needed the actors to be wax in my hands.

Репетиция перед съёмками “Штангиста”

Weightlifter: rehearsals before shooting

However, even after such rehearsals and training, working with nonprofessional actors was definitely not easy

Before shooting the final version, I made two preparatory ones. First, I was arranging provocations, modeling each scene with the performers of the leading roles. We called these rehearsals Dogville. After that, I assembled this material to see how it looks like. Then it became clear which scenes should be modified, and which are not necessary at all. Then we filmed some episodes again. And the process went on until every episode satisfied me. Broadly speaking, it was a draft.

For the second time I shot this movie with the stand in actors, in order to work out the composition of each frame. It was also very important for me to work with dimensions of the character’s figure on screen. In this case, I used as a reference The Appearance of Christ Before the People by the Russian painter Alexander Ivanov.

This is a large canvas where characters are painted in as large scale as the viewer. So when you are in front of it, you feel as if you were on the same level with people in the foreground – some kind of participation effect. As for the film, I had a similar goal.

After that, we printed the footages of the first and second preparatory films. And this was our shooting board. Before the third, final shooting the whole crew reviewed these two films. So everyone understood exactly what to do.

Подготовка к съёмкам “Штангиста”

Preparing to shoot

Producer of the film was Valentyn Vasianovych. He worked the same way on his own film, the Black Level: he was modeling the life situations and shooting them again and again. And in his Twilight he also provoked the characters to create situations.

Vasianovych is a great producer because he understands why all these experiments are useful, and gives freedom to work on the film.

Фото со съёмок “Штангиста”

Shooting process

ЧИТАТИ ЩЕ

Євробачення: Історія Вогняної саги – дурна, але чесна комедія про пісенний конкурс

Комедія «Євробачення: Історія Вогняної саги» хльостко висміює все банальне і недолуге, що є в цьому пісенному конкурсі. Але разом із тим і ефектно виділяє сильні...

«Штангист» Дмитрия Сухолиткого-Собчука: Тяжёлая атлетика эксперимента

В Национальном конкурсе 47-го Международного кинофестиваля «Молодость» (27 мая – 3 июня) состоится премьера короткометражного фильма Дмитрия Сухолиткого-Собчука «Штангист» (созданный в копродукции Украины  и Польши при поддержке Студии Мунка и Государственного агентства Украини по вопросам кино). 30-минутная картина расскажет о молодом спортсмене, его личной жизни и цене победы.

Накануне премьеры режиссёр рассказывает о том, из каких личных историй и классических картин вырос этот фильм, каково это – поручить главную роль профессиональному спортсмену и как добиться от него максимальной правдоподобности в кадре.

Сюжет «Штангиста» пророс из твоей личной жизни?

Я занимался пауэрлифтингом, когда учился в архитектурном техникуме. Мой тренер (Чуриков Юрий Иванович) был тяжелоатлетом. Он рассказывал мне много историй об этом виде спорта. Я их часто вспоминал во время написания сценария. И когда я искал тренера для своего фильма, то подбирал человека, который был бы максимально похож на моего наставника.

Статьи  «Штангист» Дмитрия Сухолиткого-Собчука: Тяжёлая атлетика эксперимента
Подготовка к съёмкам «Штангиста»

Мне очень нравится сама философия тяжёлой атлетики. Вот стоит на помосте штанга. И любой зритель даже с конца зала сможет увидеть: поднял её спортсмен над головой или нет. Всё предельно ясно. У каждого спортсмена есть всего три попытки. Каждая из них длится минуту-две. И в этих нескольких минутах сконцентрированы годы очень тяжёлых тренировок.

Я хотел сделать фильм, в котором предельно примитивный сюжет. Чтобы на первый взгляд это выглядело, словно история о цене победы.

Ты долго искал подходящий спортзал для съёмок. Какие города пришлось объехать во время этих поисков?

Мы объехали около 20 залов тяжёлой атлетики по всей Украине.  В результате съёмки проходили в Киеве и Львове. Но по сюжету, действие разворачивается в Черновцах.

Тяжёлая атлетика, как и в основном весь наш спорт, осталась законсервированной с советских времён. Ремонты в этих залах делались в последний раз ещё в 80-х. Всё что в них происходит – как капсула времени.

Статьи  «Штангист» Дмитрия Сухолиткого-Собчука: Тяжёлая атлетика эксперимента

А как с актёрами? Найти профессионала с хорошим спортивным телосложением – задача непростая.

Дело даже не строении тела, а в очень специфическом умении «рвать» и «толкать» штангу по-настоящему, как это делают профессиональные тяжелоатлеты. Я даже не пытался найти таких актёров. А сразу начал высматривать подходящих парней среди настоящих спортсменов. Чтобы подъём штанги в кадре выглядел по-настоящему – спортсмен должен его тренировать минимум несколько лет. Такому наспех не научишь.

Кроме того, парни, которые занимались бодибилдингом – мне не подходили. В бодибилдинге главное – красивое тело. Это такой нарциссизм в чистом виде. А в тяжёлой атлетике – главное, это поднятый над головой вес. Тяжелоатлеты сверхтяжёлой категории могут со стороны показаться просто толстыми. О красивом рельефном теле в их случае говорить не приходится, что их делает для филмьа более привлекательными, они обычные на первый взгляд.

Это ещё больше усложняет дело. Как же ты подбирал спортсменов для роли?

Просто ездил по соревнованиям и записывал на видео выступления тяжелоатлетов, которые мне визуально казались подходящими. Был в Харькове, Хмельницком, Чернигове, Киеве… На главную роль мне нужен был спортсмен, у которого на лице не отличишь грусть от радости. Такое монументальное состояние.

Но когда я нашёл подходящих спортсменов, то оказалось, что если они состоят в сборной – для них намного важнее именно тренировки. У таких попросту нет времени на съёмки. Поэтому я начал ходить просто по залам, а также мы объявили кастинг, который продолжался три месяца. Чтобы привлечь множество профессиональных тяжелоатлетов помогла Федерация Тяжёлой Атлетики и лично олимпийский чемпион Лондона 2012 по этому виду спорта Алексей Торохтий.

Для меня было важно, чтобы спортсмен существовал перед камерой естественно. Чтобы он не играл. Работу над фильмом я начинал с одним спортсменом. Но потом пришлось его заменить, так как он похудел и уже не выглядел на нужный мне возраст и вес. Затем я нашёл Александра Лоя, который дважды был чемпионом Украины. Вообще в фильме нет ни единого профессионального актёра, кроме голоса Матери, которую озвучивала прекрасная Лариса Руснак. А все спортсмены здесь – профессиональные тяжелоатлеты.

Статьи  «Штангист» Дмитрия Сухолиткого-Собчука: Тяжёлая атлетика эксперимента
Репетиция перед съёмками «Штангиста»

Но ведь чтобы хорошо сыграть в фильме – учиться нужно столько же, сколько и тренироваться, чтобы профессионально поднять штангу. Как ты работал с исполнителем главной роли, чтобы его игра не выглядела фальшью?

Александр Лой живёт в Чернигове. В течение четырёх с половиной месяцев он приезжал в Киев и мы с ним репетировали. Никому из актёров я не давал читать сценарий. В этом не было потребности. Я им рассказывал о ключевых событиях и фразах, отталкиваясь от которых они импровизировали. Они не учили диалоги, а просто вживались в каждую сцену. Только иногда я акцентировал их внимание на той или иной фразе, которую было важно произнести.

По сюжету главный герой живёт с девушкой. Её сыграла Валерия Хилько, у которой также не было актёрского опыта. В одном из эпизодов её героиня должна шить. Для этого мы отдали её в техникум, где она две недели осваивала шитьё. Когда она ходила на пары, то выдавала себя за героиню фильма: представлялась её именем, рассказывала о своём парне-штангисте и т.д.

Статьи  «Штангист» Дмитрия Сухолиткого-Собчука: Тяжёлая атлетика эксперимента

До съёмок Александр и Валерия не были знакомы. Однажды в ходе подготовки к съёмкам они вместе отправились на соревнования  в другой город. Перед этим я дал ей и ему задания, которые они должны были выполнить. При этом они не знали о заданиях друг друга. Таким образом, я провоцировал ситуации и взаимодействие между ними. Весь этот процесс мы снимали на видео.

В результате мы записали где-то 300 Гб материала, в котором они обсуждали свои вкусы, предпочтения, интересы и делились воспоминаниями. Как-то раз я уехал из Киева и оставил им в распоряжение квартиру, в которой жил. И дал им задание обустроить её таким образом, как будто они живут здесь вместе. Даже стены на кухне перекрашивали. Эти задачи, которые им приходилось выполнять вместе, налаживали между ними плотную связь, которая была необходима для фильма. Я хотел достичь ощущения предельной правды. Что это реальная пара.

Статьи  «Штангист» Дмитрия Сухолиткого-Собчука: Тяжёлая атлетика эксперимента
Репетиция перед съёмками «Штангиста»

После каждой сцены актёры присылали мне конспект, в котором описывали, что они пережили, какие эмоции испытали и был ли у них похожий опыт в жизни.

Ну, одно дело общаться наедине, а другое – перед камерой, да ещё и в окружении дюжины членов съёмочной группы.

С исполнителями главных ролей имели право разговаривать только я и ассистент по актёрам, а также ассистент режиссёра. Остальные участники съёмочной группы не имели права даже здороваться с ними. Я пытался максимально сохранить ощущение, что они живут в своём мире, а мы все – в своём. И мы – у них в гостях. У нас не было ни хлопушки, ни тарелки. Съёмки проходили без всех этих отвлекающих ритуалов. У профессиональных актёров, которые пробовались на роли, не всем удавалось реагировать на провокации. Они привыкли пользоваться определённым методом в игре. А мне нужно было, чтобы актёры были пластилином.

Статьи  «Штангист» Дмитрия Сухолиткого-Собчука: Тяжёлая атлетика эксперимента
Репетиция перед съёмками «Штангиста»

Но даже после таких репетиций и подготовки работать с непрофессиональными актёрами наверняка было нелегко.

Перед тем, как приступить к съёмкам фильма, я снял эту ленту дважды. Первый раз – устраивая провокации и моделируя каждую сцену с исполнителями главных ролей. Мы называли эти репетиции «Догвилль». После этого я смонтировал этот материал и посмотрел, как всё выглядит в целом. Тогда стало ясно, какую сцену подправить, а какую – вовсе выбросить. Потом мы переснимали отдельные куски. И продолжалось этого до тех пор, пока каждый эпизод меня не устроил. Грубо говоря, это был черновик.

Второй раз я снял этот фильм со статистами. Чтобы отработать композиции каждого кадра. Также очень важно для меня было добиться определённого масштаба фигуры персонажа на экране. В данном случае референсом для меня была картина Александра Иванова «Явление Христа народу».

Статьи  «Штангист» Дмитрия Сухолиткого-Собчука: Тяжёлая атлетика эксперимента

Это масштабное полотно, персонажи которого написаны сомасштабно с самим зрителем. Так что когда ты находишься перед ним, то чувствуешь, что словно становишься в один ряд с людьми на первом плане. Такой эффект присутствия. Подобного я добивался и в фильме.

После этого мы распечатали кадры первого и второго репетиционных фильмов. И это была наша раскадровка. А перед третьими, окончательными съёмками мы всей съёмочной группой пересмотрели эти два фильма. Так что у каждого было очень чёткое понимание того, что нужно делать.

Статьи  «Штангист» Дмитрия Сухолиткого-Собчука: Тяжёлая атлетика эксперимента

Продюсером фильма выступил Валентин Васянович. Над своим «Уровнем чёрного» он работал подобным образом – моделировал ситуации из жизни, несколько раз их переснимая. И в «Присмерке» он также провоцировал ситуации с героями фильма.

Васянович – прекрасный продюсер, потому что он понимает, зачем нужны все эти эксперименты и предоставляет полную свободу для работы над фильмом.

Статьи  «Штангист» Дмитрия Сухолиткого-Собчука: Тяжёлая атлетика эксперимента
Фото со съёмок «Штангиста»