«Патриотическое кино» — какие ошибки были на конкурсе и какие фильмы поддержит государство

Луи-Леопольд Буальи «Тридцать шесть выражений лиц» (1825)
Луи-Леопольд Буальи «Тридцать шесть выражений лиц» (1825)

Кабмин должен утвердить победителей первого «патриотического питчинга», но произойдет ли это — вопрос.

6 августа Министерство культуры опубликовало рейтинг кинопроектов, которые принимали участие в питчинге (втором туре) конкурсного отбора «патриотических проектов», деньги на производство которых должно дать государство. Так как в положении о конкурсе не указан проходной балл во втором туре — кто именно победил в конкурсе было неизвестно. Министерство формирует этот список в соответствии со сметой программы: 500 млн. грн.

Во-первых, части проектов сократили сумму, которую они просили у государства. Во-вторых, в 2018 году производители получают лишь до 70% от запрашиваемой суммы, остальное — когда сдадут проект. Итак, имея 500 млн. грн. Министерство отнимает от нее ту часть запрашиваемой суммы, которую оно согласовало производителю и которую он получит именно в этом году. Сначала вычитают сумму проекта, который занял в рейтинге первое место, затем второе и так далее по рейтингу.

Как мне сообщили в Министерстве, прошли проекты, занявшие первые 67 мест, но окончательный список победителей станет известен только после утверждения его Кабмином. Министр культуры Евгений Нищук, сказал что на один проект авторы смогут получить от государства не более 25 млн. грн., хотя в документах, регламентирующих проведение конкурса, такого ограничения я не нашла.

Министерство совершало ошибки, и не раз, в первом туре ведомство также неправильно посчитало средний балл. Во втором — сначала занизили средний балл сразу трем проектам: «Воля», «Кузюк», «Тарас. Возвращение».

Немного предистории. В предыдущие годы государственные деньги на кино у нас выделяло Государственное агентство Украины по вопросам кино. Оно проводит такие же конкурсы в два тура, второй тур называется — питчинг, то есть авторы проектов должны прийти и публично представить свой проект — убедить экспертов его поддержать. Ранее такую ​​поддержку получали: игровые, неигровые и анимационные проекты, как полнометражные, так и короткие метры, как рассчитанные на фестивали, так и для широкого проката.

Исключение составляли только сериалы — государство на них деньги не выделяло. Все должно измениться после принятия в 2017 году Закона Украины «О государственной поддержке кинематографии» — теперь Госкино должно финансировать и сериалы. Но в конце 2017 года в госбюджете на 2018 год появилась новая строка: «Производство (создание) и распространение фильмов патриотического направления» и распорядителем этих средств назначили Минкульт. Итак, миллиард гривен распределили поровну между Госкино и Минкультом. После долгих скандалов, ссор, версий и гипотез: «кому это было выгодно?». Министерство сформировало свой экспертный совет, от начала в него вошло 13 членов, но кинокритик Владимир Войтенко, очень быстро вышел из его состава.

Статьи  «Патриотическое кино» - какие ошибки были на конкурсе и какие фильмы поддержит государство
Андрій Дончик

В результате состав комиссии оказался таким:

  • Председатель комиссии — Андрей Дончик — режиссер, действующий председатель экспертной комиссии Госкино;
  • Людмила Горделадзе — руководитель кинотеатра «Октябрь», действующий член экспертной комиссии Госкино.
  • Елена Касавина — режиссер-мультипликаторка;
  • Роман Мартыненко — руководитель дистрибьюторской компании MMD;
  • Ольга Пантелеимонова — генеральная директор украинского подразделения группы компаний «Стар Медиа»;
  • Владимир Яценко — продюсер, руководитель продакшна LimeLite;
  • Евгений Буцан — директор юридического департамента «Медиа Группы Украина»;
  • Анатолий Максимчук — заместитель генерального директора медиа группы StarLightMedia (телеканалы: СТБ, Новый канал, ICTV)
  • Виктория Ярмощук — руководитель медиаконсалтинговои компании MRM (Film.ua Group), советник министра культуры;
  • Юлия Синькевич — генеральная продюсер Одесского международного кинофестиваля),
  • Игорь Коваль — директор Индустриального телевизионного комитета;
  • Яна Холодная — керивниця Центральной телерадиостудии Минобороны.

О патриотизме

С момента появления новой программы все пытались понять, что такое «патриотическое кино»? В итоге Министерство культуры дало определение: «Патриотическая направленность кинопроекта предусматривает, что его содержание соответствует по крайней мере одному из следующих признаков: связанный с популяризацией прав, свобод, обязанностей человека и гражданина, способствует развитию национального сознания, патриотических чувств, консолидации украинского общества вокруг идей общего будущего, защиты территориальной целостности Украины, идеалов свободы, общечеловеческих и семейных ценностей, укреплению взаимного уважения и толерантности в украинском обществе, усилению чувства гордости за собственное государство, ее историю, культуру, науку и спорт, распространению правдивой информации об обстоятельствах вооруженной агрессии Российской Федерации на территории Украины».

Но представляется, что определение Минкульта не помогло экспертами — «патриотизм» каждый из них понимал по-своему. Для кого-то это было: кино, рассчитаное на массового зрителя в кинотеатрах, или у телевизора. Кто-то решил, что патриотические — это истории только об АТО, военных, полицейских, князьях, казаках. Некоторые эксперты решили, что патриотизм может быть в рамках этого питчинга, а может быть другой патриотизм.

Статьи  «Патриотическое кино» - какие ошибки были на конкурсе и какие фильмы поддержит государство
«Кіборги»

Также многим конкурсантам запомнился эксперт, который в первом туре оценивал проекты под номером 5. Пользуясь нормой, прописанной в правилах конкурса, если эксперт признает проект не патриотическим, он должен ставить прочерки. Большинство экспертов, даже если считали проект не патриотическим, ставили ему «единицы», а експерт№5 — ставил нули. А в случае с проектом «Фома» карта этого эксперта вообще оказалась пустой. Там не было ни слова и ни одной оценки. При этом во время подсчета среднего балла проекта, проходным в первом туре был «15» сумма баллов всех экспертов, которые оценивали проект, делилась и на того, кто поставил 0, или ничего не написал и не поставил. Именно поэтому ряд конкурсантов не смогла попасть во второй тур конкурса.

О конкурсе

Всего на конкурс поступило 215 заявок. 13 из них было отсеяны Минкультом, как такие, которые не соответствуют техническим требованиям. К участию допустили 202 проекта, из них во второй тур вышло 99. В первом туре эксперты оценивали проекты дистанционно. Среди тех, кто не дошли до питчинг, в частности, стоит отметить документальную полнометражную ленту о пассажирах поезда Киев-Константиновка режиссера Корнея Грицюка «Поезд« Киев война». Проект прошел лабораторию Виталия Манский Adami Dialogue Yerevan (Ереван, 2017), отобран B2B Doc к сессии девелопмента проекта с европейскими менторами (Одесса, 2017), отобран в питчинг Artdocfest в качестве наблюдателя (Рига, 2018). А также игровой полнометражный дебют о жизни украинских старшеклассников Екатерины Горностай «Стоп-Земля». Сценарий этого проекта победил на питчинге ОМКФ в 2017 году, и в том же году в Котбусе, а в этом году, во время лаборатории Международного фестиваля New Horizons (Вроцлав, Польша), получил отличие Лондонской киноакадемии.

Статьи  «Патриотическое кино» - какие ошибки были на конкурсе и какие фильмы поддержит государство
«Стоп-Земля»

Експерт№2 — мы смело можем говорить, что под этим номером в первом туре проекта оценивал — председатель комиссии Андрей Дончик, потому Министерство «засветило» его имя в одном из проектов. Он отличился тем, что просто ставил оценки, не объясняя их.

«По моему мнению, данный проект не является «просветительским» согласно определению Комиссии и культуры, поэтому не может претендовать на 100% финансирования», — написал эксперт и ставил 1 по всем критериям. Стоит отметить, что в одном случае речь шла об экранизации книги Андрея Бачинского «140 децибел тишины», которая в 2015 году была признана ВВС Украины — «Лучшей детской книгой года», в другом — он поставил все 1 проекта, который подавала режиссер Марина Горбач, которая является членом EFA — Европейской киноакадемии. Оба проекта не прошли во второй тур.

Согласно регламенту конкурса: каждый эксперт, кроме сжатой рецензии на один проект, должен аргументировать каждую свою оценку.

По определению «просветительского» — действительно, фильмы в этой категории могут претендовать на 100% финансирования и мы не отрицаем того факта, ведь не читали сценариев представленных проектов, проекты могут не соответствовать этому критерию. Но повод ли это ставить «единицы» проекта по всем признакам? На самом ли деле у этих проектов сценарии на единицу и не актуальны?

Иногда понять логику оценок и комментариев экспертов было крайне трудно. Один и тот же проект часто получал от разных экспертов кардинально противоположные отзывы от всех «единичек», до — всех «пятерок». Среди таких оказался и «Бес» — это полнометражный документальный проект, рассказывающий об отце, который потерял сына, который оказался в плену у Безлера. Проект рассчитан, ипрежде всего, на международные фестивали. Проект занял 51 место по результатам конкурса и должен оказаться в списках рекомендованных к господдержке.

Среди проектов, которые прошли во второй тур, но не победили там, я хочу отметить драму Виктории Трофименко «Яков», основанную на реальных событиях, которые происходили в украинском селе в 30-х годах прошлого века.

Статьи  «Патриотическое кино» - какие ошибки были на конкурсе и какие фильмы поддержит государство
«Яков»

«Яков Дробот — ярый коммунист. Он верит, что коммунизм — путь к более справедливому и прогрессивного будущему. Однако, когда последствия советской политики все больше дают о себе знать, Яков начинает вести двойную игру. Рискуя собственной жизнью, он спасает почти 3 тыс. односельчан от смерти в годы Голодомора», — говорится в синопсисе.

Проект участвовал в 2017 году в питчинге ОМКФ (Украина) и eQuinoxe Europe International Screenwriter Workshops (Германия).

Большинство экспертов среди главных недостатков «Якова» отметили сумму поддержки, которую продюсеры запрашивали — это почти 60 млн. грн. Хотя нашлись и те, которые написали, что рассказывать о коммунистах не время.

По результатам второго тура первая пятерка проектов выглядит так:

  1. «Киборги» — четырехсерийная телеверсия для телеканала ICTV, одноименной ленты Ахтема Сеитаблаева, которая вышла в украинский прокат прошлого года. На доработку материала авторы просят у государства: 1500000. грн. Производство: «Идасом фильм».
  2. «И будут люди». Из рецензии на проект одного из экспертов: «Сериал состоит из 12 серий по 52 мин. Экранизация романа Анатолия Димарова «И будут люди», события украинских персонажей эпохи 1901-1933 годов. В сериале рассматриваются жизни нескольких украинских семей из разных социальных слоев. Вдовец Свирид, глава семейства, берет замуж молодую девушку. Неравный брак. Разворачивается семейная драма, соперничество отца, сына Оксена, наемного рабочего Ганжи. Свирид убивает жену, Ганжа сжигает имение, каторга разводит всех в разные стороны. Ганжа переходит на сторону большевиков. В дальнейшем становится вожаком коммунистов и председателем сельсовета. Прописано начало борьбы с большевиками во главе с Гайдуком. Классовая борьба, колхозы, продовольственная експропиация. Указаны этапы событий в Украине, в которые вплетены мелодраматические линии героев». Режиссер: Тарас Ткаченко, производство: «Фильм Ю Эй Продакшн». Для телеканала — СТБ. Общий бюджет: 64 800 000,00 грн. у государства просят половину этой суммы. Эксперт, оценивавший этот проект во втором туре под номером 12, никоим образом не прокомментировал свое решение — просто выставив высокие баллы. Не стал комментировать этот эксперт свое решение и в других проектах.
  3. Документальный проект (серия интервью с известными украинцами) режиссера Сергея Буковского «Один день и вся жизнь», производства «Магика фильм». Общий бюджет: 4525 021,05 грн., Запрашиваемая сумма: 4298 770,00 грн.
  4. Сериал «Подорожник», режиссер Кристина Сиволап, производство «Стар Медиа» для Нового канала. Общий бюджет: 33000000, 00 грн., Ожидаемая сумма господдержки: 16500 000,00 грн. Описание проекта по рецензии одного из экспертов: «История о двух семьях, у которых есть придорожная гостиница и у которых случаются конфликты с соседями»
  5. «Кайдашева семья ХХ» по сценарию Натальи Ворожбит сериал режиссера Максима Литвинова, производства продакшена медиа группы StarLightMedia, для канала этой группы — СТБ. Общий бюджет: 26643007, 00 грн., у государства авторы просят половину этой суммы. Из рецензии одного из экспертов «История современных Кайдашей доказывает, что времена идут, обстоятельства меняются, а люди — нет. 140 лет прошло с событий, показанных в повести Нечуя-Левицкого, а нынешние Кайдаши все так же ссорятся, хотя причины сейчас другие».
Статьи  «Патриотическое кино» - какие ошибки были на конкурсе и какие фильмы поддержит государство
Сериал «Подорожник»

Также среди проектов, которые заняли высокие места по результатам второго тура и имеют шанс получить финансирование: семейная комедия «11 детей из Моршина»; сразу две истории о Роксолане — документальная, одна из серий цикла «Тайны великих украинцев», группы каналов «1+1» и анимационная «Роксолана», от создателей «Украденой принцессы», которая вышла в прокат в этом году; сразу два сериала об американских полицейских, которые приезжают работать в провинциальные украинские города — «Рейнджер» для группы каналов «1 + 1» и «Шериф» для ICTV; экранизация пьесы Олега Сенцова «Номера», со слов продюсера, режиссером фильма должен также выступить Олег Сенцов; драма Романа Балаяна «Ошибка в диагнозе»; ко-продукционный проект «Цензорка» от словацкого режиссера Петера Керекеса, в фильме главная героиня — реальная женщина, которая работает в тюрьме, в ее обязанности входит читать и редактировать переписки заключенных с женщинами на свободе и слушать их разговоры, во время общения в комнате для встреч; экранизация романа Софии Андрухович «Феликс Австрия», который был признан лучшей книгой 2014 по версии ВВС Украины; историческая драма «Гуцульский вестерн» от Владимира Зеленского как продюсера и американского режиссера Дэвида Додсона; полнометражный мультик «Петрик» о новых приключениях уже более взрослого Петрика Пяточкина; игровой полнометражный фильм о Григории Сковороде.

Статьи  «Патриотическое кино» - какие ошибки были на конкурсе и какие фильмы поддержит государство
«11 детей из Моршина»

Во время питчинга возникали несколько вопросов, которые я хотела бы рассмотреть отдельно:

  1. Язык.

Авторы сериала «Виклик№5», производства группы каналов «1 + 1», написали в своей заявке «настоящий герой разговаривает на хорошем украинском языке — на русском языке в сериале могут говорить только отрицательные персонажи или преступники». Проект занял последнее место по результатам второго тура и финансирование на этот раз от государства не получит. Но давайте посмотрим, кто, когда и как продвигает эту мысль в украинском кино? Вот отзыв одного из зрителей на фильм (профинансирован частично государством, который вышел в прокат в прошлом году — «Червоний»)

«И тренд, когда все русскоговорящие — враги, а украиноязычные — украинцы и герои — это тот тренд, в котором сейчас нуждается наше молодое государство».

Я думаю, всем кто продвигает этот «тренд», стоит остановиться немедленно.

Почему случилось такое с языком? Ответ очевиден, он продиктован определением национального фильма в законе «национальный фильм — созданный субъектами кинематографии, фильм, производство которого полностью или частично осуществлено в Украине, основная (базовая) версия языковой части звукового ряда которого создана на украинском или на крымскотатарском языке, и который при этом набрал необходимое количество баллов в соответствии с оценочными элементами балльной системы, предусмотренной настоящим Законом. По мотивированному решению Совета по государственной поддержке кинематографии на основании обращения субъекта кинематографии, если это оправдано художественным, творческим замыслом авторов фильма, в основной (базовой) версии национального фильма (кроме детских и анимационных фильмов) допускается использование других языков в объеме, который не может превышать 10% от общей продолжительности всех реплик участников фильма».

Сейчас это правило больше задело документалистов, я присутствовала на приеме экспертной комиссией Госкино документального фильма о ГОГОЛЬFEST — «Гоголь Док», который частично профинансировало государство. Чтобы сдать фильм Госкино авторам пришлось накладывать поверх всех реплик всех персонажей, которые говорят на русском, включая Влада Троицкого, украинскую озвучку  или ограничиться титрами в том случае, когда герои документального фильма говорят не на украинском или на крымскотатарском языке. Когда, это положение проходило обсуждение в Общественном совете при Госкино, где я являюсь одним из членов, я подчеркивала необходимость прописать в законе эту возможность для документальных фильмов, но не была услышана и поддержана.

  1. Государственные киностудии.

Перед началом питчинга министр культуры Евгений Нищук заявил, что ни один проект от государственных киностудий не прошел во второй тур. Это не совсем так, документальный фильм «Больше, чем другим», производства государственной киностудии им. Довженко, не только прошел во второй тур, но и по его результатам занял проходное 30 место и должен получить госфинансирование. Но в целом — да, большинство проектов от этой студии, а также от «Укркинохроники», «Украины» и ЗАО «Одесская киностудия» во второй тур не прошли. Стоит ли создавать отдельную квоту для государственных киностудий, как предложил министр? Я считаю, нет. Идея, которую активно продвигают различные руководители, еще во времена предыдущей власти (они уже все изменились с того времени), государственных киностудий, создать особые условия для госфинансирования именно их, мне не кажется правильно. Но вопрос: прошли ли во второй тур все проекты, которые заслуживали это? Есть простой ответ: нет. И это касается, как проектов от государственных киностудий, так и от частных. Но выход в этой ситуации, я вижу в изменении регламента конкурса, как того, что проводит Министерство, так и Госкино — у всех проектов, которые соответствуют техническим требованиям конкурса, должна быть публичная презентация (питчинг), первый тур, в котором эксперты дистанционно оценивают заявки, должен быть отменен.

  1. Достаточно большая часть проектов, которые были представлены на питчинге, были рассчитаны, и сами авторы подчеркивали это, для показа в учебных заведениях детсадах и школах. В большей степени это касалось анимационных и неигровых лент. Поэтому уместно было бы включить в состав экспертных комиссий психологов, работающих с детьми. А для большого количества исторических проектов, которые также широко были представлены на питчинге, настоящих историков, имеющих признание на профессиональном уровне.

Конфликт интересов

У части экспертов был конфликт интересов: они либо подавали собственные проекты на конкурс, или компании, в которых они работают, подавали проекты, или представленный проект должен был выйти на каналах, которые они представляют. По правилам, они должны не голосовать за свои проекты. Возможно, все эти проекты действительно высокого качества и заслуживают государственную поддержку, но лучше было бы, если бы люди не выступали сразу в двух ролях: конкурсанта и жюри, и у них не было соблазна занизить оценку своим конкурентам. В результате среди первых 67 проектов оказались:

Два проекта «Идас фильм» — «Киборги» и «Ошибка в диагнозе» — председатель экспертной комиссии Андрей Дончик является креативным продюсером первого из них.

Два проекта «Стар Медиа» — «Подорожник» и «Принцип удовольствия» — член экспертной комиссии Ольга Пантелеимонова — генеральная директор украинского подразделения группы компаний «Стар Медиа».

Пять проектов группы компаний Film.ua — «И будут люди», «Роксолана», «Клуб всезнаек», «Пульс», «Феликс Австрия» — член экспертной комиссии Виктория Ярмощук — руководитель медиаконсалтинговои компании MRM (Film.ua Group).

Проект продакшна LimeLite «Домой» продюсера и члена экспертной комиссии Владимира Яценко.

Проекты, в которых были контракты на телепоказ на канале «Украина»: «Мишень Антихриста», «Сага», «Щедрик», «Кто создал Змиевы валы», «Домой» — член экспертной комиссии Евгений Буцан — директор юридического департамента «Медиа Группы Украина».

Сериалы, которые должны выходить на каналах: СТБ, Новый канал, ICTV: «Кайдашева семья ХХ», «Казаки», «Шериф», «И будут люди», «Подорожник», «Киборги» — член экспертной комиссии Анатолий Максимчук — заместитель генерального директора медиа группы StarLightMedia (телеканалы: СТБ, Новый канал, ICTV)

Оценить выбор экспертов зрители смогут в 2019-2020 годах, когда большинство проектов, победивших в конкурсе, должны выйти в кинотеатральный прокат или будут показаны по ТВ.