10 фильмов, повлиявших на жизнь и творчество Сергея Буковского

Сергей Буковский

Недавно состоялась премьера фильма Сергея Буковского «Главная роль». В этой очень личной документальной ленте режиссёр рассказывает о своей матери, выдающейся актрисе Нине Антоновой, в активе которой более ста ролей.

Связавшись с Сергеем сразу после премьеры, мы расспросили его о десяти фильмах, каждый из которых является своеобразной точкой опоры в его жизни и творчестве.

 

«Покаяние» (1984) Тенгиз Абуладзе

Этот фильм и о нашей семье тоже. Мой дедушка Сергей Буковский рассказал во дворе анекдот. Это было в Тбилиси. Утром… а вечером его арестовали. Больше его – красноармейца и героя гражданской войны – никто никогда не видел.

В Гори, на родине тирана, тайно, под покровом ночи демонтировали памятник Сталину. Совсем недавно. Его мать похоронена в Пантеоне на горе Мтацминда.

Я брал интервью у дочери Тенгиза Абуладзе – Кетеван (исполнительница роли жены художника) — и спросил произошло ли покаяние, что думал Тенгиз об этом. Она заплакала. Начался ветер, гроза – дачные пластмассовые белые стулья покатились по газону. Кетеван сказала, что папин фильм «Покаяние» — «единственное что нас иногда кормит». Мы попрощались и уехали.

Утешает одно – Мераб Мамардашвили тоже родом из Гори.

 

«Кинолюбитель» (1979) Кшиштоф Кесьлёвский

С этим выдающимся фильмом меня сроднила 16-миллиметровая камера «Красногорск» которую Филип (Ежи Штур) разворачивает на себя в конце фильма и произносит монолог, полный отчаяния, с мольбой начать все с начала. Именно на таких камерах мы снимали свои первые курсовые работы в институте. Тогда я не понимал всей глубины фильма, честно признаюсь. А сейчас показываю этот фильм первокурсникам: «Вот, дети! Смотрите! Не превращайтесь в ястребов! Иначе все плохо для вас закончится!»

Кесьлёвский начинал как документалист, а потом перешел в игровое кино. Понятное решение.

Однажды в Марселе, на фестивале документального кино, я увидел фильм о Кшиштофе Кесьлёвском – «I’m Krzysztof Kieslowski, I’m so so…» В конце фильма, режиссер рассказывает о своем сегодняшнем внутреннем состоянии и… финальный синхрон.

Кесьлёвский: «Когда я спрашиваю у своего американского агента, как дела, он всегда отвечает: «I‘m extremely well». А когда он спрашивает у меня — я всегда говорю: « I’m 53… I’m so so…» Французы в зале не просто аплодировали. Они выли от восторга!

Кшиштоф Кесьлёвский тяжело трудился и многое успел. Не снял ни одного плохого фильма. Ушел из жизни в 55 лет. Светлая ему память.

 

«Начало» (1970) Глеб Панфилов

Великая Инна Чурикова – гениальные эпизоды в «Я шагаю по Москве», «Морозко», «Тридцать три», «Сташая сестра» (Доброе слово и кошке приятно! – навсегда осталось в сборнике киноцитат) и – встреча с режиссером Глебом Панфиловым.
Поворот судьбы и подарок нам, зрителям…

В «Начале» сошлось всё – и все: от сценария до воплощения. Это – КИНО без изъянов. На мой взгляд.

 

«Не горюй» (1968) Георгий Данелия

Мой самый любимый фильм режиссера Георгия Данелия. И один из самых моих любимых фильмов мировой киноклассики. Я пересматриваю его очень часто.

Герои бездельничают, пьют вино, обещают жениться, устраивают собственные поминки при жизни и опять пьют вино, а в конце фильма — ком в горле, и слезы текут рекой. Для меня это фильм – о виноградной лозе и достоинстве ЧЕЛОВЕКА.

 

«Мужчина и женщина» (1966) Клод Лелуш

Клод Лелюш, или Коко (так его называли родители), мой главный представитель французского кино. Наверное, Жан Виго, Трюффо, Годар, Ромер – основатели Новой волны, весомее и их вклад значительнее в историю кино, но для меня – баловень судьбы Жан Клод, остается почему-то главным.

Переживая цепь неудач и провалов Лелюш не сдался, и сделал свой, наверное, лучший фильм. «Мужчину и женщину» я увидел уже будучи взрослым. Фильм о вечной женственности меня ошеломил. Я не представлял себе, что так можно снимать кино. С такой свободой! Позже я увидел документальный фильм о том, как Лелюш снимал его, он же был и оператором. Я «понял» секрет, почему получаются такие великие фильмы! Лелюш не ходил по площадке, не сидел в кресле с мегафоном. Он летал с камерой в руках!!! И после каждого дубля говорил актерам: «Анук! Это – гениально!!! Жан Луи – гениально, а теперь давай так сделаем!»

Болезненному мальчику из Ниццы Жану Виго папа подарил 200 долларов и тот купил кинокамеру, Клоду Лелюшу папа купил кинокамеру… Хорошо иметь таких пап!

 

«Старше на 10 минут» (1978) Герц Франк

Сегодня очень часто, в нашей киношной среде обсуждают, как долго следует снимать документальный фильм. Год? Два? Три… Герц Франк вместе с Юрой Подниексом (оператор) снял фильм ровно за десять минут. Цельным куском. Крупный план мальчика. Мальчик смотрит спектакль. Смеется, плачет, опять смеется… на наших глазах рождается личность. У Феллини прочел, что для него самый лучший спецэффект в кино, — это лицо человека.

 

«Зеркало» (1974) Андрей Тарковский

Нам показали «Зеркало» в институте . Ни-че-го не понял. Но вышел из зала потрясенным.
Вадим Скуратовский нам читал потом лекцию о культурном коде Тарковского. Он не смотрел в глаза студентам, и говорил куда то в стену:

«Цей гор-р-робчик, який cіда на плече хлопч-ч-чика, символізує…» Парадигмы, коды, дискурсы… Я расстроился еще больше.

Мне было 18 лет.

 

«Арабески на тему Пиросмани» (1985) Сергей Параджанов

Мы были на каком-то слете молодых кинематографистов в Тбилиси. В доме кино показали короткометражный фильм самого Параджанова. Параджанов уже был иконой. Фильм мне показался очень любительским, но запомнился в сочетании с самим автором.

Мы стояли на втором этаже. Вдруг, в холле, появился Параджанов. В руке он держал какую-то тряпку. Крутил ее по часовой и против часовой стрелки. Поравнявшись с нами, он сказал, что это носки, и таким образом он их сушит. Мы с радостью сообщили ему, что только вот посмотрели его шедевр о Пиросмани. Сергей Иосифович, не останавливаясь, ответил: конечно же, ничего не поняли! Он, правда, выразился, иначе. Вместо слова «ничего» было другое словечко. Потом я понял, что его проход по холлу тбилисского дома кино был подготовленным аттракционом в стиле Сальвадора Дали.

 

«Достояние республики» (1971) Владимир Бычков

Андрей Миронов был кумиром моего детства. В кинотеатре «Алмаз» шел фильм «Достояние республики». Я его посмотрел много раз. Потом фильм перекочевал в кинотеатр «Аврора» на Воскресенке. И там тоже смотрел, с одноклассниками. Купил диск пару лет назад. Решил вспомнить…

Какая чудовищная агитка!

…а Миронов все равно хороший. Легкий, почти невесомый артист…

 

«Бурьян» (1967) Анатолий Буковский

Папин фильм «Бурьян» рассказывал о том, как хороший коммунист Давид Мотузка вступает в борьбу с плохими коммунистами. Типичный конфликт советской эпохи. Борьба хорошего с еще более лучшим. В конце фильма, в отличие от романа Головко, главный герой, его играл Иван Миколайчук, остается в живых. Но погибает его возлюбленная. Мне – лет пять, и я – с родителями на съемках. Снимали фильм под Батуриным. На реке Сейм.

Герой и героиня (тётя Лиля Дзюба) переплывают на пароме через Сейм. Гремят выстрелы. Героиня падает. Я все принимаю за чистую монету. Плачу, кричу: сволочи, дураки!!!

Самое яркое детское воспоминание – эти съемки и запах грима…

Списки  10 фильмов, повлиявших на жизнь и творчество Сергея Буковского