10 фильмов, повлиявших на жизнь и творчество Сергея Мельниченко

Сергей Мельниченко ворвался в мир анимации с эффектным дебютом «Девочка с рыбьим хвостом» (2014), которая стала одним из наиболее оригинальных украинских фильмов последних лет. А в этом году он выпустил ленту «Чудесное чудовище», которая участвовала в конкурсе Одесского кинофестиваля.

«Хоть я и занимаюсь именно анимацией, но всё же намного более сильное влияние на меня оказали именно игровые фильмы», — уточнил Сергей, перечисляя собственную десятку фильмов, которые занимают особое место в его жизни.

«Белое солнце пустыни» (1970) Владимир Мотыль

Любовь к этому фильму у меня от родителей. Здесь меня очень впечатлили разбойники, колорит востока, песня «Ваше благородие». А также то, что актёр Павел Луспекаев снимался в этой картине, когда уже не мог ходить. Но по его роли это совсем не скажешь. С годами я его пересмотрел, обращая больше внимания уже на драматургию и профессионализм, с которым здесь был выверен буквально каждый кадр. Это, конечно, шедевр.

 

«Последний дюйм» (1958) Теодор Вульфович и Никита Курихин

Эту ленту я посмотрел лет в 10-12. В неё рассказывается о смелом мужчине, который отправляется фотографировать подводный мир и акул. Но происходит драма – одна из акул на него нападает. В детстве меня поразил здесь образ сильного человека, настоящего героя. Ассоциирую его со своим отцом.

 

«Бег» (1972) Александр Алов, Владимир Наумов

Эта лента сняла по Булгакову и рассказывает о людях, которые спасаются бегством из страны, где идёт гражданская война. Там очень сильно показано, как самые разные персонажи переживают падения и подъёмы. Как их ломает жизнь, но они изо всех сил сопротивляются. Я даже перерисовывал колоритных персонажей из этого фильма и придумывал для них новые сюжеты.

 

«Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) Никита Михалков

Гражданская война показывалась в этом фильме с неожиданного ракурса, как в вестерне. Эту ленту я уже смотрел не только, как приятное времяпрепровождение, но и обращал внимание на то, как она сделана. Подмечал нюансы монтажа и как, например, за счёт крупного плана подчёркивается атмосфера. В каждом из вышеперечисленных фильмов сюжет разворачивается вокруг одинокого главного героя.

 

«Властелины времени» (1982) Рене Лалу

Наверное, именно с этой картины началась моя любовь к анимации. Впервые я её посмотрел, будучи школьником. Тогда крайне редко появлялись полнометражные анимационные фильмы. В нём было много игры со временем. Поэтому я не до конца понимал, что там происходило. Но меня просто поразили все эти летающие корабли, которыми была наполнена лента. Это было истинное визуальное наслаждение.

Я ходил в кинотеатр на этот фильм раз семь или восемь. Во время каждого просмотра я пытался получше запомнить, как здесь изображены персонажи и побыстрее прибежать домой, чтобы рисовать, рисовать, рисовать…

 

«Отец и дочь» (2000) Михаель Дудок де Вит

Минимальными средствами здесь была рассказана история, в конце которой у меня навернулись слёзы. Такого эффекта от мультфильма я не ожидал. Эта лента убедила меня, что анимация способна вызвать настолько же сильные переживания, что и игровое кино.

 

«Унесённые призраками» (2001) Хаяо Миядзаки

Я могу пересматривать его бесконечно, каждый раз встречая какие-то дополнительные смыслы и подтексты. Это венец современной анимации. Там очень много этнических японских образов, жестов, костюмов, фраз, слов, которые мало кому понятны за пределами Японии. Этот фильм – абсолютный ориентир для любого аниматора.

 

«Бесподобный мистер Фокс» (2009) Уэс Андерсон

Я начинал свою карьеру именно с кукольной анимации. Это кино уложило меня на лопатки. Фильм полностью построен на злобном стёбе. Как же Андерсон там поиздевался над кинематографом…

Главная задача анимации – создавать то, что в других жанрах кинематографа невозможно. Но мне всё равно нравятся те анимационные фильмы, которые больше похожи именно на игровое кино.

 

«Потерянная комната» (2006) Кристофер Леон, Лора Харкком, Пол Воркман

Этот сериал замешан на волшебной идее, которую я нигде раньше не встречал. Странно, что никто больше не пытался повторить или как-то развить замысел из этого сериала. Именно после него я начал взахлёб смотреть сериалы. Не раз случалось, что начинаешь просмотр вечером, а заканчиваешь на рассвете.

 

«По ту сторону изгороди» (2014) Патрик МакХэйл

Этот сериал очень нравится детям. Но, как по мне, он абсолютно не детский. Сделан он просто и без изысков. И сейчас у меня в планах сделать подобное кино, в котором бы было множество подтекстов.