10 фильмов, повлиявших на жизнь и творчество Анатолия Матешко

Режиссёр «Дня рождения Буржуя», «Трубача» и «Тройной защиты» Анатолий Матешко поделился собственной десяткой фильмов, которые занимают особое место в его жизни и творчестве. Перечисленные Анатолием картины заметно отличаются от того кино, которое снимает лично он.

«Жизнь диктует свои условия. Если взять сценарий какого-то из нижеперечисленных фильмов и принести его к нашим продюсерам, на студии или телеканалы, то он не получит поддержку. Возможно сейчас, когда увеличилось финансирование украинского кино, – ситуация изменится и его художественное разнообразие расширится», — отмечает он.

«Мамлюк» (1958) Давид Рондели

Этот фильм стал большим детским потрясением. Я его посмотрел лет в шесть и просто заболел этой лентой. С тех пор я боюсь её пересматривать. Там много боёв, на фоне которых разворачивается мелодраматический сюжет. Это история двух братьев, которых разлучила война. И они встречаются в решающем бою.

 

«Анжелика и король» (1965) Бернар Бордери

Называя этот фильм, я имею в виду многие французские фильмы 1960-х, в которых жизнь преподносилась легко, с особым ароматом. Такое романтическое кино я смотрел, в основном, в летних кинотеатрах, когда мы уезжали на отдых. Эти фильмы открывали другой мир и становились каким-то необычным событием. Смотря на этих героев из совка, казалось, что это другая планета. Просто Эдем какой-то. В них были красивые женщины и сильные мужчины, способные постоять за себя.

 

«Стреляйте в пианиста» (1960) Франсуа Трюффо

Недавно я готовился к новому сериалу, который хотел снять в стиле нуар. В связи с этим я и пересмотрел этот фильм. При всей своей наивности, он показывает очень необычный мир, а все, кто в нём играет – максимально погружаются в происходящее.

Меня не очень увлекают предельно реалистические фильмы. Я не хочу смотреть, когда в так называемом авторском кино режиссёр выпячивает конкретно свои болезненные проблемы. Ведь мне хватает и своих. В кино мне нравятся обобщения. Фильмы, которые рассказываются в жанре сказки. Но иногда, ведь, сказка становится реальностью.

 

«Гарри Поттер» (2001-2011) Крис Коламбус, Альфонсо Куарон, Майк Ньюэлл и Дэвид Йейтс

Это большое искусство. Франшиза, которая перевернула сознание, и просто начала новое летоисчисление. Это сказка, которая очень ёмко включает в себя элементы древнегреческих, древнеримских, христианских и средневековых мифов и легенд. Все они здесь пересказываются на современном языке.

Конечно в «Гарри Поттере» писательница Джоан Роулинг продолжила традиции другого британца – Джона Толкиена.

 

«Мушетт» (1967) Робер Брессон

Снимая самые простые, бытовые вещи, Брессон привносил в них какую-то поэтическую нотку. Самые простые детали он возводил до полноценного художественного образа: походка, жест, падение в обморок…

В финальной сцене «Мушетт» девочка решает покончить с собой. Она одевает белую рубашку, и медленно скатывается с горбика в речку. С первого раза она не докатилась. Со второго – зацепилась за какой-то сук. А с третьего раза она уже достаточно сильно разогналась и ушла в воду. При этом сцена перемонтирована так, что вода в реке постоянно размыкается.

 

«Зелёная миля» (1999) Фрэнк Дарабонт

Спокойная, простая мелодрама, которая очень мощно сделана. Этой простоте, незамысловатости сильно веришь и сопереживаешь. Здесь очень убедительно проговаривается истина «от сумы и тюрьмы не зарекайся». Каждый может оказаться на этой роковой зелёной миле.

Наша реальность достаточно специфична. В самых простых своих проявлениях (человек переходит дорогу, общается, шутит) она малопонятна западному зрителю. А в Голливуде пытаются снимать кино, которое будет понятно в любой точке мира.

 

«Пёс-призрак: Путь самурая» (1999) Джим Джармуш

Я могу пересматривать всего Джармуша. Его фильмы очень легки. Складывается впечатление, что всё, что он снимает – это полнейшая импровизация, которая сочиняется прямо в процессе съёмок. Я сам очень люблю этот процесс. Самое ценное в фильме рождается уже на самой площадке. Мне ещё никогда не попадался сценарий, который бы хотелось снять именно так, как в нём написано.

 

«Форрест Гамп» (1994) Роберт Земекис

Если говорить о фильме «в котором есть всё» или об «идеальном фильме», то стоит назвать именно эту ленту. Эту и многие другие основополагающие картины часто растаскивают на цитаты. Так же, как например, «Броненосец Потёмкин» Эйзенштейна, «Гражданин Кейн» Уэлса, «Семь самураев» Куросавы…

 

«Криминальное чтиво» (1994) Квентин Тарантино

Он сделан очень здорово по всем параметрам: структура сюжета, актёрская игра, диалоги. Это фильм, к которому просто нельзя прикасаться. Кино, близкое к идеальному. Главные события Тарантино здесь выносит за рамки повествования. При этом внимание акцентируется на том, что было до и после. Именно в этом заключается новаторство его стиля.

 

«Во все тяжкие» (2008-2013) Мишель МакЛарен, Адам Бернштейн, Винс Гиллиган

Этот сериал берёт с первой же минуты и не отпускает до последней серии пятого сезона. Также я обожаю «Карточный домик». А вот, например, «Мир Дикого запада» мне не пошёл. Несмотря на то, насколько классно в нём сделан весь этот искусственный мир, – я в него абсолютно не верю.

Доля просмотров сериалов в интернете активно растёт. И это замечательно, потому что благодаря сети каждый зритель в праве самостоятельно подбирать для себя фильмы. Благодаря этому, сугубо для Интернет-просмотров уже снимают кино с бюджетом в несколько десятков миллионов долларов. А на телеканалах часто пытаются повторить какой-то былой успех и ранее изобретённый формат. Оттого наше телевизионное кино не развивается и становится скучным.